Мнение психолога о раннем развитии детей

Загрузка...

В нынешнее время огромную популярность приобрело раннее развитие. Появились даже целые школы, специализирующиеся на этом. Казалось бы, замечательная затея! – Пораньше, побольше, получше! – Английский, танцы, математика, чтение… родители уверены, что таким развитием они обеспечивают своему малышу конкурентные преимущества в нашем сложном жёстком мире, расширяют границы его возможностей для покорения вершин и территорий… В общем, все по-мичурински: «Мы не можем ждать милостей от природы – взять их у нее – наша задача!».

Меня лично этот мичуринский подход очень пугает.

Дорогие родители, вы станете добиваться раннего развития вашего любимого малыша в спорте? Вы отдадите его тренеру, готовому уже сегодня «натаскать» его на результаты, которые показывают олимпийские чемпионы в области бега, прыжков в длину и высоту, поднятия тяжестей? – Ах, нет! Вы прекрасно понимаете, что ваш малыш еще никак не готов к таким достижениям – ни его костная система, ни мышечная, ни скорость его реакций.

Вы прекрасно понимаете, что физически он развивается в соответствии с возрастными, в первую очередь, и индивидуальными – но в возрастных рамках!– возможностями. Весь фокус в том, что когнитивное и интеллектуальное развитие тоже подчинены возрастным возможностям, и вмешиваться в них, подстегивать их – опасно и вредно.

Природа заложила в нас программу развития. Ведь никто не ждет от женщины, что она выносит доношенного, сформированного, готового самостоятельно дышать, питаться, регулировать, допустим, теплообмен своего тела, младенца за три, а не за 9 месяцев. Если кроха рождается раньше срока, его выхаживают в специальных кувезах, ему создают специальные условия для до развития – он ведь даже дышать еще самостоятельно не может, сосать еще не умеет! И никто не ждет, что недоношенный малыш будет с первых же дней развиваться наравне с теми, кто уже и вес набрал, и легкие сформировал.

Точно так же необходимо понимать, что и послеродовое, периода раннего детства, развитие наших малышей подчинено строгим возрастным закономерностям. И интеллектуальное раннее развитие не входит в задачи, поставленными перед нашими крохами матушкой-природой.

Школы раннего развития приглашают к себе, как правило, с трех лет.

Что же они нам предлагают?

Среди прочего – вот, например, следующее:

— развитие речи, знакомство с буквами и звуками;

— обучение чтению в игровой форме по современным методикам;

— развивающие, логические игры.

А дальше школы раннего развития предлагают, например, методику Глена Домана, основанную: внимание! – на стимуляции центральной нервной системы и мозга ребенка с помощью осязания, зрительного и слухового восприятия. Наиболее эффективно, утверждает методика, целенаправленно воздействовать на умственные процессы ребенка в возрасте до семи лет. Но проще всего, считает автор методики, приобщить к познанию и желанию узнавать новое и выделять главное, в первый год жизни, начиная обучение с самого рождения малыша.

Последователи этой методики честно указывают на ее недостатки: появляется необходимость постоянного обновления наборов карточек для занятий, что занимает большую часть свободного родительского времени, которое могло бы быть потрачено на общение с малышом.

Однако разъяснения того, чем именно обернется для малыша недостаток этого общения, не приводятся…

На самом деле, психология раннего детства совсем не так воодушевленно относится к идее подобного раннего умственного развития и предлагаемым методикам. Более того – с точки зрения многих детских психологов, такое «стимулирование» грозит в дальнейшем многими бедами – телесными болезнями, неврозами. Все развитие ребенка в этот период и так построено на чувственном восприятии, но оно происходит по природным законам и стимулировать его особой нужды нет. Нужно просто дать ребенку свободу – познавать мир в своем темпе и предметно, а не подменять это познание карточками. А недостаток общения может привести к серьезным психологическим проблемам – не эмоциональности, замкнутости, отсутствию живого сопереживания, неуверенности в своей нужности. И как бы школы раннего развития ни утверждали, что обучают коммуникативным навыкам – никто, кроме любящих и внимательных родителей, именно в процессе общения дающих образцы эмоционально содержательной коммуникации, не научат детей общению – наполненному искренней добротой, заинтересованностью, вниманием и заботой.

Однако вернемся к теме стимуляции мозговой деятельности и раннему обучению чтению, счету, письму, языкам.

Даже людям, очень далеким от нейропсихологии, понятно, что за каждый вид деятельности – будь то чтение, письмо, речь – отвечают различные отделы мозга. И они, эти отделы, не развиваются все сразу – а в строгой последовательности, опять-таки, строго в соответствии с возрастными этапами своего развития. Сперва формируются отделы мозга, которые, говоря очень упрощенным языком, «заведуют энергетическим потенциалом организма» — они аккумулируют энергию, необходимую для функционирования физиологических процессов, для движения, для восприятия сигналов окружающего мира, обучения ребенка всем необходимым на данном этапе его развития навыкам, умениям. В этот момент ни в коем случае не следует «торопить» мозг никакими обучающими программами – ни энергетических ресурсов не хватит, ни распределять их мозг еще «не умеет».

Затем формируются структуры мозга, воспринимающие и обрабатывающие эти сигналы, распознающие их, отвечающие на них. Для ребенка мир – это огромное количество объектов, которые нужно научиться определять, видеть их упорядоченность и подчиненность. Какое количество категорий! – большое, маленькое, круглое-квадратное-длинное, над, под, возле, рядом, за, тихо, громко, низко, высоко, быстро, медленно… Рукой можно схватить, ногой – пнуть… Нужно научиться различать людей – своих, чужих, понять, с кем из них — хорошо, и как это «хорошо» происходит… Нужно научиться чувствовать и понимать чувства – когда любят, когда жалеют, когда весело, когда грустно… и много-много еще других чувств и впечатлений… Нужно разобраться в цветах, оттенках, линиях, формах, звуках… различить «хочу» и «надо»… Все происходящее – это бесконечная, огромная увлекательная игра – и нужно играть, играть, играть… И постоянно знать, что мир – безопасен, что тебя любят и понимают, и ты важен взрослым, от которых зависит твоя безопасность, покой и достаток. Прежде всего важно помнить, что все познание в этот период происходит, во-первых, через движение — только оно обеспечивает «тренировку» всех отделов мозга через естественную стимуляцию их всем телом, и, во-вторых, через непосредственные органы чувств – осязание, зрение, слух, вкус, обоняние. Всем этим ведает правое полушарие мозга – образное, «мыслящее» картинками и символами, пространственными представлениями, интуитивное, мечтающее, воображающее, откликающееся на эмоции.

И овладение родной речью тоже происходит интуитивно, образно, эмоционально. В этот период ребенок фомирует связь между словом и образом – и поэтому прежде всего должен научиться думать и выражать свои мысли на родном языке, подкрепленном образом и эмоцией, а не формальным запоминанием, как при изучении иностранного языка. Поэтому двуязычие, как считают многие нейропсихологи, является большой нагрузкой на детский мозг, и может вызывать нервное и физиологическое истощение.

До 7 лет ведущая деятельность ребенка – игровая, образная, эмоциональная. Поэтому развитие ребенка в этот период – это: игра, игра, игра; музыка – в удовольствие (как акын – что вижу, то пою); движение, танец – по призыву души (а не выучивание танцевальных поз и «па»); лепка (глина, пластилин, соленое тесто) и манипуляции с песком – для овладения пространственными представлениями; рисование – без правил и перспективы (а только упоение линией, цветом и экспериментирование с ними).

И лишь после 7 лет начинает активно действовать левое полушарие – логическое, структурирующее, и формируются лобные доли мозга – волевые и целеполагающие. Только после семи лет ведущей деятельностью для ребенка становится обучение. (Вопрос о том, как его нужно организовать, чтобы ребенку было интересно, и как его направлять, чтобы оно совпадало с целевыми устремлениями ребенка, в данной статье мы не рассматриваем). Только после 7 лет наши дети могут оперировать такими абстракциями, как буква, цифра, обозначающие к этому возрасту уже нечто понятное из предыдущего чувственно-наглядного опыта, готовы понимать содержание логических операций (если, то, или, и), заучивать слова другого языка (соотнося их со знакомыми образами и представлениями через родной, установивший связь «представление-слово», язык).

Конечно, говоря о 7-ми годах, мы усредняем. Есть дети, у которых готовность к обучающейся деятельности созревает чуть раньше, есть – у которых эта готовность наступает чуть позже.

Но в целом закономерности развития высшей нервной деятельности таковы, что в раннем возрасте мозг ребенка не созрел еще к обучению через абстрактные представления, но котором строится научение чтению, счету, письму, логическим задачам.

Конечно, мозг можно «заставить». Ценой чрезмерных энергетических затрат, ценой «отъёма» энергии у других видов познания и развития, мы научим ребенка читать, писать, считать. Только плата за это будет чрезмерна – астеничные, слабые, вялые дети, не имеющие сил радоваться захватывающему чуду жизни, постоянно болеющие, капризные и невротичные.

Стоит ли платить такую цену за собственные, по-сути, страхи, заблуждения и амбиции? – Или лучше довериться природе, разумно и бережно рассчитавшей задачи развития и сроки для их исполнения, ничего не упустившей в своем мудром и всеохватывающем замысле? Решать это – каждому из вас.

Теги: ,